Актёр Никита Подгорный: Позднее отцовство и короткая жизнь замечательного актера

О Подгорном говорили: «Он оставил всем потрясающее наследство — свои роли и мастерские розыгрыши. И о тех и о других люди будут помнить и рассказывать друг другу даже через сто лет».

Никита Подгорный родился в Москве 16 февраля 1931 года в творческой семье. Его мать — Анна Ивановна работала старшим сотрудником театрального музея Малого театра. Отец — Владимир Афанасьевич, заслуженный артист РСФСР, играл у Мейерхольда, Таирова, Михаила Чехова, а после закрытия «второго» МХАТа и до конца своих дней работал в Малом театре.

Дядя Никиты — Николай Афанасьевич всю жизнь проработал в Художественном театре, заведовал труппой. В доме Подгорных бывали Качалов, Москвин, Тынянов, Станиславский, Михаил Чехов. В библиотеке Подгорных хранилась книга «Детство Никиты» Алексея Толстого, которую автор с напутственной надписью подарил Никите.

В 1954 году Никита Подгорный окончил Щепкинское театральное училище. Он стал достойным продолжателем артистической династии Подгорных, любимцем коллег по театру и зрителей. Никита Подгорный часто отказывался от съемок в кино из-за новых ролей в спектаклях Малого театра, но каждое его появление на экране было настоящим шедевром актерского мастерства.

Никита Подгорный.

Никита Подгорный.

Ганя Иволгин в «Идиоте», Георгий Веригин в «Осеннем марафоне», Ракитин в «Братьях Карамазовых», Анатолий Лебедянский в «Двух билетах на дневной сеанс», Егор Бережков в «И снова Анискин», Альберт Иванович в «ЗнаТоКах» («Подпасок с огурцом»), Ведерников в «Мичмане Панине» — эти роли в исполнении актера забыть просто невозможно. В 1971 году Никите Владимировичу Подгорному было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Первый раз Подгорный женился на однокурснице по театральному училищу Нинель Бодрягиной. А потом на пути Нинель встретился Владимир Сошальский. Брак распался через три года.

Четверть века рядом с ним была женщина, которую в свое время он увел практически из-под венца. С Ольгой Чуваевой, коллегой по Малому театру Никита сблизился в 1956 году. Артисты Малого театра выехали на двухмесячные гастроли по Румынии и Болгарии. Подгорный очень переживал предательство жены, но то, что творилось в душе, старательно скрывал. На актерских посиделках после спектаклей веселил народ байками, пародировал мэтров…

И только во время совместных прогулок с Ольгой боль изредка прорывалась наружу. Понимая, что слова утешения ему не нужны, она просто слушала. По окончании гастролей Чуваева поехала к родителям в Горький, а Подгорный с друзьями — к морю.

Каково же было удивление Ольги, когда она встретила в августе на одной из центральных улиц Никиту… Оказывается, друзья пригласили его в Горький на музыкально-литературное представление. Подгорный пригласил Ольгу в ресторан, где они проговорили несколько часов за уютным столиком, а вечером она проводила его на поезд в Москву.

Отпуск подошел к концу и Ольга вскоре вернулась в Москву, где ее ждала работа в театре и … жених. Ольга была невестой, дата свадьбы была назначена.

Ольга Чуваева.

Ольга Чуваева.

Ее жених Лев был музыкантом и работал в оркестре Большого театра. Он был безумно влюблен в Ольгу, а она отвечала ему симпатией и уважением. Одно время она пыталась бороться с чувством, вспыхнувшем к Подгорному, а потом поняла, что выйдя замуж за Льва, она сделает его несчастным. Чуваева разорвала отношения с женихом.

У Ольги с Никитой начался роман, вскоре они поженились. Никита жил с мамой, Анной Ивановной. У невестки со свекровью сложились замечательные отношения.

Никита Подгорный, Владимир Кенигсон, Лариса Барабанова в фильме "Два билета на дневной сеанс".

Никита Подгорный, Владимир Кенигсон, Лариса Барабанова в фильме «Два билета на дневной сеанс».

Ольге приходилось часто переживать за мужа. Его шалости и шутки иногда переходили всякие границы.

Особенно нравилось Никите разыгрывать коллег во время спектаклей. Элина Быстрицкая вспоминала, как едва сдерживала смех, когда Подгорный под очки своего персонажа наклеил себе накладные ресницы. В кульминационный момент Подгорный вдруг снимает очки с затемненными стеклами и актриса видит на его веках огромные ресницы. Видела это только она, поскольку Подгорный к зрительному залу стоял спиной.

В спектакле «Иван Рыбаков» Подгорный играл товарища главного героя, а актер Анатолий Торопов — милиционера. Каждая совместная сцена становилась для смешливого Торопова страшным испытанием: Никита, не выходя из роли, какими-то междометиями смешил его до слез. В конце концов Торопов взмолился: «Пожалуйста, прекрати!»

«Хорошо, больше ты от меня ни единого лишнего звука не услышишь…» — пообещал Никита. Следующий спектакль… Анатолий, убедившись, что Никита держит обещание, расслабился, перестал быть начеку. В финале их последней общей сцены Торопов уводит главного героя в милицию и напоследок бросает строгий взгляд на Подгорного. В этот момент Никита, стоя к залу спиной, растягивает губы в улыбке. За кулисы «милиционер» уполз едва ли не на карачках, повизгивая от смеха. Оказывается, перед последним выходом на сцену Подгорный все зубы, кроме одного, замазал черным гримом. Такая обворожительная улыбка могла «расколоть» кого угодно.

Никита Подгорный.

Никита Подгорный.

В доме отдыха актеров в Щелыкове произошел случай, о котором любил рассказывать актер Евгений Весник. В буфет несколько дней подряд не завозили пиво. Среди мужской части отдыхающих начались волнения. Решение проблемы взял на себя Никита. Вдвоем с актером одного из провинциальных театров, однофамильцем генсека ЦК КПСС, они отправились на почту и подали в окошечко телеграмму, адресованную Костромской обладминистрации: «Встревожены отсутствием пива в буфете д/о Щелыково. Брежнев , Подгорный».

Когда телефонистка наотрез отказалась ее принимать, положили на стойку свои паспорта: «Вот смотрите — это наши настоящие фамилии». Весник заканчивал рассказ словами: «Свидетельствую: на другой день пиво в буфете появилось».

В театре ему прощали практически все, но его остроты на политические темы могли очень плохо закончиться.

Никита Подгорный.

Никита Подгорный.

Несмотря на веселый нрав и сибаритские манеры, без дела Никита страдал, впадал в депрессию. На людях это никак не проявлялось: он по-прежнему острил, устраивал всевозможные розыгрыши — только глаза становились грустными. Добавляло Ольге беспокойства пристрастие Никиты к спиртному. Подгорный время от времени позволял себе расслабиться. Периоды подобного «расслабления» затягивались на несколько дней. Иногда звонили режиссеры, приглашали Подгорного сниматься. Когда муж был «не в форме», Ольге по телефону пригодилось врать, что он на съемках или уехал по делам…

Режиссер Татьяна Лиознова хотела видеть Подгорного одним из главных героев в «Семнадцати мгновениях весны». Ее помощники звонили чуть ли не каждый день. Какое-то время Никита был в ненадлежащем состоянии, и Ольга не звала его к телефону. А когда он пришел в норму, сам отказывался брать трубку:» Скажи, что занят в театре».

Ольга ругалась: «В который раз звонят! Неприлично! Ответь!» Подгорный неизменно отвечал: » Зачем, если все равно не смогу у них играть? У меня в театре новая роль, каждый день репетиции».

Потом позвонила сама Лиознова. Разговор был долгим, и в конце концов Никита пообещал приехать на пробы. Пообещал — и не поехал. Вечером того дня, на который была назначена встреча, снова позвонила Лиознова. «Никита, вы никогда не будете сниматься ни в одном из моих фильмов!» — сказала режиссер и повесила трубку.

Он мог подшучивать над коллегами, заставляя их расхохотаться прямо на сцене, мог вызвать всю труппу на запись на радио, сымитировав голос режиссера. А после, пригласив всех в кафе, признаться в шутке, которая была вызвана желанием пообщаться в хорошей компании.

Никита Подгорный. Кадр из фильма "Осенний марафон".

Никита Подгорный. Кадр из фильма «Осенний марафон».

У Никиты не было определенного амплуа. Он мог сыграть все — от драмы до комедии. Даже для маленькой роли находил такие краски, что зрители ее обязательно запоминали. Грим, походку, жесты для своих героев тоже часто придумывал сам, интуитивно отыскивая в образе то, что не прописано автором. Для мистера Сесиля в спектакле «Веер леди Уиндермиер» по пьесе Оскара Уайльда сочинил затейливо уложенные на лбу и щеках набриолиненные пряди, томный голос, жеманные манеры и присутствие рядом с собой симпатичного юного «друга».

Для Шприха в лермонтовском «Маскараде» — нелепые бачки, выдающуюся лопоухость (чтобы уши стояли перпендикулярно голове, наклеивал за ними винные пробки), походку цапли и ножку перепелки, которую смачно грыз в одной из сцен. А генерал Тафто в «Ярмарке тщеславия»! В образе «деревянного солдафона» Никиту не узнавали даже самые ярые поклонники. Если этого требовала роль, Подгорный не боялся предстать на сцене уродливым, жалким, даже омерзительным.

В актерском доме отдыха.

В актерском доме отдыха.

Ольге далеко не всегда приходилось с ним просто. Муж неоднократно давал ей поводы для ревности. За четверть века совместной жизни у них бывало всякое. Красивый, остроумный, талантливый Никита не мог не пользоваться успехом у женщин. Ему приписывали отношения с красавицей Нелли Корниенко. Случалось, и отвечал на симпатию, увлекался. Явление совсем не редкое, особенно в артистической среде.

Жена отчаянно боролась с его пристрастием к алкоголю, иногда ее посещали мысли о разводе. Но уйти от мужа она не могла, зная, что без нее он попросту пропадет.

Их брак долго был бездетным, почти двадцать лет. В 48 лет Подгорный стал отцом. Дочь Дарья появилась в 1959 году. Никита Владимирович радовался рождению малышки, но судьба отвела ему всего лишь три года для общения с ней.

Никита Подгорный и его дочь Дарья.

Никита Подгорный и его дочь Дарья.

Летом 1981 года у Малого театра были гастроли в Грузии. Ольга с маленькой Дашей полетели самолетом, а Никита поехал на машине. До рождения дочки супруги вместе исколесили полстраны, и Ольга, убедившись, как муж мастерски водит, нисколько не волновалась.

Недели за две до возвращения домой Никита вдруг пожаловался на боль в спине. Поскольку ехать предстояло опять на машине, жена уговорила сходить в поликлинику. Сделав рентген, врачи сказали: «Ничего страшного. Обычный остеохондроз». Боль нарастала, и в Москве Никита отправился в ЦИТО. Там диагноз подтвердили, назначили прогревания и массаж. Лучше от процедур не стало, он репетировал и играл спектакли на обезболивающих.

Ольга уговорила мужа пройти углубленное обследование. Подгорному диагностировали рак легких в стадии уже не поддающейся лечению.

Супруга попросила врачей не говорить Никите об обреченности. Так что артист лечился и жил в уверенности, что болезнь удастся победить. Он лечился на Каширке, наступило временное улучшение состояния. Летом 1982 года по традиции Ольга и Никита поехали в дом отдыха в Щелыково, где пробыли всего полторы недели.

Подгорный осунулся, похудел и слабел с каждым днем, нужно было возвращаться в Москву. Никита хотел сам вести машину, но Ольга настояла, чтобы их отвез шофер из дома отдыха. Согласно заведенной традиции, провожать отъезжающих вышли все, кто еще оставался. Никита под гром хлопушек и крики «До следующего лета!» лихо вырулил на дорогу, ведущую к трассе.

Но за территорией дома отдыха сразу уступил место водителю. На съезде с Садового кольца снова сел за руль, подъехал к дому, припарковался, снял «дворники» и зеркала, которые в то время часто воровали. Это была его последняя поездка на любимых «Жигулях».

На следующий день, тридцать первого августа, Никиту увезли в онкоцентр. Жена навещала его каждый день, иногда брала с собой дочку.

Даша так радовалась, видя папу: сразу забиралась к нему на кровать, что-то рассказывала, смеялась. Никита из последних сил улыбался. Утром двадцать второго сентября позвонил врач: «Ночью Никите стало совсем плохо. Мы перевели его в реанимацию и подключили к аппарату искусственного дыхания».

Жену пустили в реанимацию. Ольга взяла мужа за руку и говорила, как его любит, как Даша и Анна Ивановна скучают…

24 сентября 1982 года Никиты Владимировича не стало. Он прожил всего 51 год. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Дарья Подгорная.

Дарья Подгорная.

В последнем спектакле «Выбор» по роману Юрия Бондарева в Малом театре у Подгорного была сцена, где он поднимается по лестнице, оборачивается и произносит: «Прощайте». Эта реплика была прощанием артиста с любимой публикой.

Даша стала актрисой, играет в Малом театре. У нее замечательный муж и двое прекрасных детей. А у нас осталась память о талантливом актере, который который сыграл множество ролей, но еще больше — не сыграл. Не успел.

Юрий Соломин говорил о Подгорном: «Он был из породы настоящих русских актеров, которым было подвластно все. Это актеры без амплуа, они могли играть и героев, они могли играть характерные роли, отрицательные, положительные. Это уже не имеет никакого значения. Он обладал качеством необыкновенным — перевоплощением».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Актёр Никита Подгорный: Позднее отцовство и короткая жизнь замечательного актера