Две недели любви и сломанная жизнь актрисы Александры Завьяловой

Её боготворили Расул Гамзатов и Юлиан Семенов. За ней ухаживали Юрий Любимов и Аркадий Райкин. Ею восхищалась Белла Ахмадулина. Одна из самых трагических судеб в истории советского кино, одна из самых красивых отечественных актрис.

Судьба главной звезды киноленты «Тени исчезают в полдень» сложилась просто страшно.

Судьба главной звезды киноленты «Тени исчезают в полдень» сложилась просто страшно.

В 1971 году исполнительница роли Пистимеи в одночасье стала самой яркой звездой советского экрана: необычная, «несоветская» внешность Александры Завьяловой мгновенно привлекла внимание и режиссеров, и зрителей. Актрисе в этот момент было уже 35 лет, и знаменитый телесериал вовсе не был ее дебютом. До «Теней» Завьялова снялась в 12 картинах, самой заметной из которых была мелодрама 1960 года «Алешкина любовь», где Завьялова играла главную роль вместе с Леонидом Быковым. Но в середине 60-х актрису перестали снимать, и Пистимея стала первой ее заметной ролью после долгого перерыва.

Александра Завьялова и Отелло Черезолли

В 1961 году фотография актрисы попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова.

В 1963 году она вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина и переехала в Ленинград. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и актриса перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Александра с супругом

Александра с супругом

Во время Московского международного кинофестиваля, единственная среди советских актрис, получила приглашение на званый ужин в американское посольство, где хозяином вечера был помощник президента США по особо важным делам Гарриман. По поручению руководства фестиваля она принимала у себя дома в Ленинграде итальянскую делегацию, в состав которой входила Джульетта Мазина.

В своих контактах с иностранцами актриса не видела ничего предосудительного.

В 1964 году Александра, когда ехала на Московский международный фестиваль, в самолете познакомилась с американцем. Актрисе, по ее воспоминаниям, стало плохо, и сосед заботливо за ней ухаживал: приносил воду, интересовался самочувствием. Наутро, уже в гостинице, Александра встретила вчерашнего попутчика. Он пригласил ее прогуляться по набережной.

С сыном

С сыном

Так начался роман, который длился всего две недели, но сломал актрисе всю последующую жизнь.

Бывший адмирал военно-морских сил США, а ныне владелец пароходной компании Отелло Черезолли влюбился в Александру с первого взгляда и немедленно предложил ей руку и сердце, несмотря на то что был уже женат. Если бы влюбленные встретились в любой другой стране, Александра наверняка бы уехала вместе с Отелло, дождалась его развода и вышла замуж. Но в СССР любой иностранец считался потенциальным шпионом, о романе с ним не могло быть и речи. Александра очень хорошо это понимала, а потому старалась скрывать эти отношения. Но не вышло.

Две недели спустя в номер Отелло ворвались сотрудники КГБ в штатском. Оказалось, что все эти две недели за парой следили, записывали все разговоры. Черезолли выслали из страны и объявили персоной нон грата. Ему даже не позволили вылететь в Нью-Йорк через Францию, а просто отправили в путь через океан на его собственном пароходе.

За актрисой закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец её семейной жизни — актриса развелась с мужем.

В 1964 году актриса снялась в фильме режиссёра Резо Эсадзе «Фро» по рассказу Андрея Платонова о 1930-х годах — времени пятилеток, в роли оставленной жены, осознающей необходимость учиться и жить ради всеобщего счастья. В 1967 году вышел ещё один фильм Эсадзе «Четыре страницы одной молодой жизни» с Завьяловой в одной из главных ролей. Актрису и режиссёра связывали личные отношения. По словам Завьяловой, причиной разрыва стали ревность и деспотизм Эсадзе.

«Тени…»

В 1969 году режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). Съёмки продолжались три года.

Актриса начинала играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.

Актриса начинала играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.

Пистимея. Бывшая богачка, потом монахиня, лютая врагиня советской власти. Классическая злодейка мелодрамы, так-то оно так, но зритель живо почувствовал масштаб и непростоту героини. Ведь на стороне Пистимеи — образы старого мира: иконы, свечи, святые слова, крепость семьи и строгость нрава. Ведь в ней, как в лесном скиту, живёт древняя русская сила. Это суровое прекрасное лицо каждым своим тревожным появлением на каком-нибудь советском празднике в игрушечной деревне Зелёный Дол — мгновенно придаёт всему иное измерение. Веселитесь? Ну-ну… Завьялова не только дала целый национальный тип гордой русской женщины, она, можно сказать, символ. Символ глубинных тайн жизни, которая не подвластна конкретному времени со всеми его глупостями…

— кинокритик Татьяна Москвина.

Александра

Александра

Забвение

После расставания с американцем актриса снова влюбилась, и снова это был иностранец — югослав Мома Кошич. Он красиво ухаживал, заботился и помогал актрисе во время тяжелейших съемок сериала. Пара решила пожениться, но бывший муж не дал Александре разрешения на выезд за границу с дочерью Татьяной. Ехать без дочери — об этом не могло быть и речи.

Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, оказался последним в советском периоде жизни Александры Завьяловой. После этой картины актрису не снимали более 20 лет.

У актрисы началась депрессия. Она попала в психиатрическую больницу. Незадолго до этого она родила второго ребенка — сына. Ей было тогда 40 лет. Попав снова в психиатрическую больницу уже вместе с сыном, Александра под давлением написала заявление о выходе на инвалидность. Дочь Татьяну во время болезни актрисы забрал её отец — бывший супруг актрисы.

Пётр поначалу воспитывался в детдоме, потом Дмитрий Петрович Бучкин его усыновил.

Полностью оправиться от столь тяжелого недуга Завьялова так и не смогла. Временами она чувствовала себя очень хорошо. Общалась с людьми, давала интервью, но болезнь возвращалась.

Спустя много лет в 1994 году она была удостоена звания Заслуженной артистки России.

Жила на Гаврской улице в доме 6, в Санкт-Петербурге. Дочь Татьяна — художник-дизайнер. Сын Пётр работал в строительстве, жил с ней.

Александра

Александра

Трагический уход

Убита 3 февраля 2016 года, найдена в своей квартире 4 февраля.

По версии следствия, ночью 3 февраля 2016, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в квартире дома номер 6 по Гаврской улице «на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений» Петр Завьялов ударил ножом свою мать. Она скончалась на месте. 10 апреля 2017 года Выборгский районный суд Санкт-Петербурга признал его виновным в убийстве и приговорил к восьми годам колонии строгого режима.

Заслуженная артистка России Александра Завьялова не дожила всего нескольких дней до своего 80-го дня рождения. Похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Помним

Помним

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Две недели любви и сломанная жизнь актрисы Александры Завьяловой