Гоша против Тибула: Такие разные и противоречивые образы Алексея Баталова

Алексея Баталова зрительницы в СССР обожали. Мягкие, интеллигентные манеры, симпатичная внешность, приятный голос… И удивительно разные персонажи, так что у каждой зрительницы был свой любимый Баталов.

Борис, «Летят журавли», 1957

Эта роль сделала Баталова звездой, и не только советского масштаба. Фильм получил главный приз «Каннского фестиваля». Конечно, основное внимание получила Татьяна Самойлова, исполнительница главной роли. Но и её погибший возлюбленный Борис вызывал горячее сочувствие.

Московский интеллигент Борис — нечто вроде советской версии безупречного рыцаря в каждой своей детали. Он оставляет невесте подарок, в котором спрятана записка — её, как в романтических историях, найдут случайно через много лет. Он заступается за честь дамы сердца, даже когда она выходит за другого. Он спешит на поле боя, несмотря на бронь, потому что его собственная честь не позволяет ему поступить иначе. А после безутешная возлюбленная много лет, словно в балладах, хранит верность его памяти.

Кадр из фильма «Летят журавли».

Кадр из фильма «Летят журавли».

Кадр из фильма «Летят журавли».

Кадр из фильма «Летят журавли».

Кадр из фильма «Летят журавли».

Кадр из фильма «Летят журавли».

Гусев, «Девять дней одного года», 1962

Современному зрителю трудно понять, почему одержимый физик сводил женщин СССР с ума, почему эта роль сделала Баталова самым популярным актёром года в Советском Союзе. Но в шестидесятые советский народ грезил физикой, будущим, космосом, атомом. Гусев в исполнении Баталова был идеальным героем своего времени.

История, показанная в девяти разных днях одного года, может показаться классическим любовным треугольником. Вот только третий угол здесь не человек, как сначала покажется, а то ли наука, то ли смерть. Хотя есть ли между ними разница после определённой границы? Гусев одержим желанием закончить эксперимент своего учителя, совершить прорыв в атомной физике. А в результате делает астрофизическое открытие, которое его совсем не интересует, и получает смертельную дозу облучения.

Несмотря на мягкие интонации, Гусев держится очень холодно, жёстко, он почти безжалостен к себе и другим. И всё же перед лицом почти неизбежной смерти вспоминает о дружбе и любви. Кстати, его друга играет Смоктуновский, а жену — Лаврова. Трио великого таланта.

Что могло привлечь советских женщин в этом ледяном интеллектуале? Почему им так хотелось оказаться на месте Лёли, готовой пожертвовать наукой ради того, кто не понимает жертв не для науки? Загадка.

Надо сказать, роль Баталов мог и не получить. Когда Ромм попробовал с ним поговорить, выяснилось, что Алексей совершенно к физике равнодушен, и это до глубины души режиссёра возмутило. И всё же именно Баталов оказался идеальным вариантом. Во время съёмок актёр страдал от тяжёлой болезни глаз. Яркое освещение не давало ему работать, и специально под Баталова добыли светочувствительную плёнку. Переживания из-за болезни добавили трагизма, какого-то мрачного предчувствия в игру актёра. Сначала режиссёр именно этого и хотел избежать, но результат очень понравился зрителю.

Кадр из фильма «Девять дней одного года».

Кадр из фильма «Девять дней одного года».

Кадр из фильма «Девять дней одного года».

Кадр из фильма «Девять дней одного года».

Афиша фильма «Девять дней одного года».

Афиша фильма «Девять дней одного года».

Тибул, «Три толстяка», 1966

Весёлый и отважный канатоходец для Баталова был ролью мечты. Чтобы исполнить мечту, актёр сам экранизовал Олешу. Проблема была в том, что Баталов мало походил на Тибула внешне, да и высоты боялся страшно. Ходить по канату специально для фильма его учила жена, цирковая артистка Гитана Леонтенко. Сначала натягивала верёвку совсем невысоко, потом выше, выше, выше, и Алексей сам не заметил, как смог действительно ходить над площадью.

А что касается внешности… В искусстве есть место условности. Тибул стал старше, и с «американским негром», как написано в сказке, его нельзя было спутать ни при каких обстоятельствах. Характер у циркача тоже изменился. Теперь он стал, пожалуй, больше старшим братом, чем революционером. Чуть насмешливый, добрый, очень заботливый и всегда способный поддержать во время сальто. На этот раз в Баталова влюбились зрительницы совсем другой возрастной категории — бесчисленные девочки. Некоторые даже всерьёз, с мечтами о замужестве.

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка».

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Гоша против Тибула: Такие разные и противоречивые образы Алексея Баталова