«Кавказская пленница». 50 лет на экранах

Сценарий фильма актерам понравился не сразу. Вначале Юрий Никулин даже отказался от съемок.

Но Гайдай разрешил ему импровизировать, а за каждую интересную идею выставлял бутылку шампанского. Так, на шампанском, остроумии и выдумке актеров, полвека назад появился этот киношедевр.

Решение снимать «Кавказскую пленницу» Леонид Гайдай принял не сразу. Он только что закончил «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» и, как ему казалось, выжал из своих любимых персонажей все, что можно. Но начальство сказало: «Надо» — и кинематографическая машина завертелась…

Говорят, Гайдай обладал необыкновенным даром работы со словом. Брал фразу и начинал ее оттачивать: переставлял слова, варьировал интонации. И так — до тех пор, пока выражение не начинало звучать по-особенному. Первыми, кто мог оценить киноюмор, были рабочие, обслуживавшие съемки. Режиссер знал: если смеются они — значит, будут смеяться и зрители. Когда Гайдай слышал, что водители и осветители говорят друг другу «Бамбарбия! Киргуду!» или «Слушай, сам не хочу!», понимал, что игра слов попала в точку.

ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ ЦИРКАЧКА

Почему Гайдай из 500 претенденток на роль выбрал циркачку Наталью Варлей? Возможно, за ее жгучий пронзительный взгляд, юношескую непосредственность или очаровательную улыбку. Варлей была единственным новичком в окружении настоящих мэтров, но быстро освоилась.

Когда в одном из эпизодов ей нужно было заразительно смеяться целую минуту, Вицин, Никулин и Моргунов выстроились перед ней, синхронно задрали майки и начали чесать животы, строя уморительные рожи. Как тут не рассмеяться! Вот только озвучить свою героиню у Варлей не получилось — Нина говорит голосом Надежды Румянцевой, а песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.

В фильме много сложных трюков, и практически во всех снималась сама Наталья. Она карабкалась на скалы, ездила на машине и прыгала в горную речку, спасая Шурика. Вода была такой холодной, что актеры после эпизода стучали зубами по-настоящему.

После того как было снято нужное количество дублей с замерзшими до синевы Натальей и Александром, их напоили спиртом — чтобы не заболели.

Были и опасные моменты. Съемка сцены, когда Трус, Балбес и Бывалый стоят на дороге, преграждая путь Нине, едва не закончилась трагедией. У машины начали барахлить тормоза, и актриса не могла ее остановить. К счастью, троица обладала хорошей реакцией — отскочили.

ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ТРИО

Актеры, получив разрешение импровизировать в кадре, увлеклись этим серьезно. Интересно, необычно, да еще за шампанское в виде вознаграждения! Сколько ящиков игристого было выпито во время съемок, история умалчивает. Так или иначе, в окончательный вариант комедии вошло много сцен, придуманных актерами буквально на ходу.

Например, применить к герою Евгения Моргунова гигантский шприц придумал Юрий Никулин. А идею о том, что шприц должен застрять в его филейной части, да еще и раскачиваться, подал Георгий Вицин.

Почесывать ногу пятерней, не нагибаясь, тоже предложил Юрий Владимирович. Он услышал этот сюжет в цирке и все ждал, куда бы его пристроить. И это вовсе не комбинированные съемки, просто под одеялом находился еще один человек, лилипут. Его руку мы и видим в кадре.

Георгий Вицин в то время увлекся йогой и вел исключительно здоровый и духовный образ жизни. Когда он, пусть даже посреди дубля, чувствовал потребность пообщаться со своей внутренней сущностью, понимающий режиссер шел навстречу.

Георгий Михайлович садился в позу лотоса, закрывал глаза и медитировал. Съемочная группа терпеливо ждала окончания сеанса. После этого актер снова был готов перевоплощаться и играть трусоватого неудачника, неравнодушного к спиртному, хотя сам притрагиваться к алкоголю категорически отказывался.

В эпизоде, где троица пьет пиво, ему сначала налили отвар шиповника, но без шапки пены это выглядело неправдободобно. Пришлось актеру ради искусства поступиться принципами и выпить кружку пива.

К сожалению, не обошлось без потерь. На съемках комедии трио Вицин — Моргунов — Никулин прекратило свое существование. На закрытый просмотр отснятой пленки Моргунов привел двух приятельниц. Режиссер потребовал убрать посторонних, тот в ответ раскритиковал гайдаевскую сцену погони:

«А ты, Гайдай, что же, мышей не ловишь?» Леонид Иович выгнал актера, переписал сценарий, вычеркнув из него ряд эпизодов с Бывалым (часть пришлось снимать общими планами, заменив актера похожим на него дублером), и пообещал, что больше его не снимет ни в одном своем фильме. И слово свое сдержал.

БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ НА ОСЛЕ

Интеллигентного очкарика Шурика Леонид Гайдай писал с самого себя. Поэтому и исполнителя его роли искал близкого себе по духу. И нашел Александра Демьяненко, с его близорукостью, начитанностью, застенчивостью, внешней серьезностью и скрытым внутренним юмором.

Артист так сжился со своим героем, что даже подарил ему собственное имя. Первоначально Шурика звали Владиком, но режиссер чувствовал: что-то не то. Как только студент стал Шуриком, все сразу встало на свои места. Правда, было еще одно несоответствие: Демьяненко — брюнет, а Гайдай считал, что положительному персонажу лучше быть блондином. Пришлось перекрашиваться.

Каких только трюков ему не довелось выполнять на съемках! Вспомнить хотя бы эпизод, в котором Демьяненко плывет в спальном мешке по горной речке. На одном из дублей страховщики не смогли его поймать, и актера понесло дальше. Мгновенно была организована погоня, и его выловили ниже по течению, напуганного, но не потерявшего чувства юмора.

Нельзя не вспомнить и партнера Александра Демьяненко по фильму, который постоянно упрямится, причем не только по сюжету, но и в силу своего характера. Каких трудов стоило режиссеру заставить осла выполнять указания! Когда нужно идти — он стоит, когда просят стоять — бежит. Чтобы вынудить животное остановиться посреди дороги, пришлось нагрузить его слишком тяжелой поклажей. Отказываясь перерабатывать, «актер» встал как вкопанный.

ПРОИСКИ ЦЕНЗУРЫ

Комиссия, собравшаяся на Мосфильме для просмотра киноленты, выразила свое возмущение с самых первых кадров. А начинался первоначальный вариант фильма так: возле дощатого забора появляется Трус и, воровато оглядываясь, пишет большую букву «х».

Вслед за ним возникает Бывалый и добавляет «у». В этот момент раздается свисток милиционера. Сообразительный Балбес заканчивает — «ху… дожественный фильм». Комиссия обвинила режиссера в хулиганстве, и эпизод вырезали.

Песня о султане была забракована за «аморальность и пропаганду пьянства». После долгих препирательств ее все же оставили, но вырезали куплет, который начинался словами «Если все три жены мне нальют по сто…»

Фамилию Саахов потребовали заменить, потому что среди партийного руководства Мосфильма нашелся товарищ Сааков. А это значило — придется заниматься переозвучкой и другими переделками. Ситуацию спас Юрий Никулин. Известный актер, лично знакомый со многими партийными боссами, позвонил министру культуры Фурцевой и пожаловался, что разбазариваются народные деньги, ведь переделки обходятся недешево. «Оставить все как есть!» — распорядилась та.

В итоге большая часть прекрасного материала была сохранена. Картина вышла на экраны ровно 50 лет назад, 3 апреля 1967 года, моментально став супер популярной.

Источник

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Кавказская пленница». 50 лет на экранах