Кубанская казачка Людмила Зайцева: Неразделенная любовь и долгожданное материнство

Замечательную актрису Людмилу Зайцеву зрители помнят и любят за роли в фильмах «По семейным обстоятельствам», «Здравствуй и прощай», «А зори здесь тихие», «Печки-лавочки», «Маленькая Вера». Не имея ни связей, ни денег, вооружившись лишь талантом и упорством, она проложила свою нелегкую дорогу к славе.

О ней говорили, что она может обходиться без грима, настолько сильно ее внутреннее перевоплощение. В ее лице и стати была видна порода, которой славятся настоящие русские женщины.

Людмила Зайцева родилась в 1946 году в Краснодарском крае на хуторе Восточный. Отец Людмилы ушел из семьи вскоре после ее рождения. С детства Люда мечтала быть актрисой.

Практичная мама — Ольга Ильинична считала, что надежнее быть учительницей или бухгалтером, говорила, что в артистки дочку не возьмут: слишком крупная, слишком лопоухая и вдобавок лицо в веснушках. «Какая из тебя артистка? В Москве таких, как ты миллион…» — говорила ей мать.

Но как ни старалась мама, комплексов по поводу своей внешности у бойкой девочки не было. Люда в школьные годы посещала хоровой и танцевальный кружки, играла в самодеятельном театре.

Жили бедно и голодно, выручало натуральное хозяйство. В совхозе денег совсем не платили, люди работали за трудодни, за палочки в ведомости. Когда Люде исполнилось десять лет ее мать вышла замуж. Вскоре семья переехала в Усть-Лабинск.

Люда, проходя мимо городской столовой, жадно смотрела сквозь ее большие окна внутрь. На столах стояли приборы, лежал нарезанный хлеб, а люди ели котлеты с подливой. Девочка думала: вырасту, заработаю денег, пойду в столовую и закажу котлет. Воспитывали ее строго и сдержанно, в семье не говорили «мамочка», «доченька», не сюсюкали.

Людмила Зайцева.

Людмила Зайцева.

После окончания школы Люда приехала в Москву и подала документы в Школу-студию МХАТ. Ей мама сшила голубое платье, купила белые лодочки, на ситцевые трусы нашила специальный карман, куда спрятала деньги, и заколола его булавкой — все как в кино. В Москве она сразу поняла, что ее новое платье, которое в станице считалось модным, никуда не годится. Вокруг были хорошенькие модные девушки, которые к тому же правильно разговаривали.

Поступить ей не удалось — провалилась на втором туре. Ее упорству можно было позавидовать: она три раза пыталась поступить в школу-студию МХАТ, но каждый раз терпела полный провал: провинциалке было тяжело соперничать со столичными подготовленными ребятами. Зайцева возвращалась на Кубань и подрабатывала где придется — и штукатуром, и уборщицей, и лаборанткой.

После третьего провала на экзаменах Людмилу взяли во вспомогательный состав молодежной студии рязанского ТЮЗа. Студийцы выходили в массовке в спектаклях, педагоги занимались с ними сценической речью, танцами, пантомимой.

Весной следующего года она ехала в Москву совершенно в себе уверенная. За это время Люда подавать себя научилась: вечером на прослушивания надевала темное платье, чулки, темные лодочки, днем — все льняное, держалась уверенно. Ее приняли и в Школу-студию МХАТ, и в Щукинское училище.

Людмила выбрала Щукинское театральное училище и была зачислена на курс к педагогу Марианне Рубеновне Тер-Захаровой. Зайцева поселилась в актерском общежитии на Трифоновской. Родители присылали с Кубани варенье, сухофрукты, домашнее вино в грелке, небольшие суммы денег и щедрая Люда кормила-поила студенческую братию.

Там же, в театральном, Людмила впервые влюбилась в однокурсника Сергея Милованова. Сережа был москвичом — красивый, талантливый, богемный. А Люда ходила в подростковом пальтишке из «Детского мира»с цигейковым воротником и жутко комплексовала перед Сережей за свой нелепый наряд.

Сергей Милованов в роли слесаря Миляева. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя".

Сергей Милованов в роли слесаря Миляева. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя».

В общежитии часто собирались ребята, Сережа тоже приходил, участвовал в застольях, пел под гитару. Сергей нравился многим девушкам. Люда мучилась, ревновала, зная о его изменах и больше всего на свете боялась услышать: «А я тебя больше не люблю…» Летние каникулы после первого курса они провели вместе. Людмила была счастлива. Они погостили у Люды на Кубани, а после решили махнуть в Ялту.

Эта любовь была похожа на болезнь. Обаятельный Сережа все время где-то гулял, флиртовал с подружками Людмилы, а она все терпела и ждала его.

Позже Зайцева рассказывала: «К Сереже Милованову у меня была какая-то сумасшедшая любовь. Даже не любовь, зависимость. Он был невероятно талантливым человеком, практически гением, но ему не везло с работой. Как результат, он стал злоупотреблять алкоголем. Он не был алкоголиком, а был скорее глубоко несчастным человеком. Вскоре преподаватели стали советовать мне закончить эти отношения, поскольку я не могла сосредоточиться на карьере.»

Педагог в Щуке Марианна Рубеновна хотела видеть Люду похожей на Нину Русланову, учившуюся на курс старше: типаж у них был один и тот же — народный. На сцене Люда и героинь играла, и характерных персонажей, и комедийных — всего по чуть-чуть, определенного амплуа у нее не было.

Зайцева на втором курсе дебютировала в кино, снявшись в эпизоде «Истории Аси Клячиной …» у Андрея Кончаловского. Вот только фильм этот 20 лет пролежал на полке, и тогда актрису никто не увидел.

В 1970 году Людмила Зайцева окончила ВУЗ, но так и не смогла найти место ни в одном театре. Жила на съемных квартирах, перебивалась съемками в массовках.

Неожиданно Зайцева узнала, что режиссер Станислав Ростоцкий на Киностудии имени Горького приступает к съемкам картины, где много женских ролей. Речь идет о фильме «А зори здесь тихие». От отчаяния Люда была согласна на любую роль в массовой сцене — заработать хоть сколько-то денег. Набравшись смелости, сама пришла к Станиславу Иосифовичу и попросила: «Дайте мне у вас сыграть, согласна на любую роль».

В роли сержанта Кирьяновой.

В роли сержанта Кирьяновой.

А Ростоцкий, увидев девушку, объявил: «Мне нужна такая артистка бойкая на роль сержанта Кирьяновой». Несколько первых съемочных дней Людмила терялась перед камерой: опыт в кино был мизерным — массовка. Не чувствовала ни рук, ни ног, а играла командира, отдающего приказы.

Но когда потом посмотрела фильм, успокоилась: по Кирьяновой не видно, что ее играет неопытная актриса. Роль помкомвзвода сержанта Кирьяновой в сценарии была небольшая, но заметная. Людмилу стали узнавать зрители.

Рабочий момент съемок "Печки-лавочки".

Рабочий момент съемок «Печки-лавочки».

После съемок в «А зори здесь тихие» Зайцеву разыскала ассистентка Василия Макаровича Шукшина и предложила поехать на Алтай, сняться в роли сестры главного героя в картине «Печки-лавочки».

Позже режиссер Виталий Мельников пригласил Людмилу в картину «Здравствуй и прощай». Автором сценария фильма был Виктор Мережко. Снимали фильм в Ростовской области.

Кадр из фильма "Здравствуй и прощай", 1972 год.

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай», 1972 год.

Партнеры по картине были потрясающие: Олег Ефремов, Виктор Павлов, Наталья Гундарева. С Натальей Гундаревой они подружились на съемках и Олегом Николаевичем нашли общий язык.

Кадр из фильма "Здравствуй и прощай".

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай».

Молодая актриса невероятно проникновенно сыграла роль Шуры — матери троих детей и труженицы колхоза, которую бросил муж.

Зрители поверили ей, увидев в Зайцевой собирательный образ сильной и независимой женщины с тонкой и ранимой душой. Простая и трогательная история, которая могла бы произойти в любой деревне, никого из зрителей не оставила равнодушным — в год премьеры фильм посмотрело больше 16 млн зрителей.

Кадр из фильма "Здравствуй и прощай".

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай».

После этого фильма к Зайцевой пришла известность, Людмила начала много сниматься. На экране в паре с Ефремовым они смотрелись так органично, что зрители тут же им приписали роман и за кадром.

Кадр из фильма "Здравствуй и прощай".

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай».

Ее стали приглашать лучшие режиссеры, в ее копилке появилось множество новых шедевров: «По семейным обстоятельствам, «Дождь в чужом городе», «Лев Толстой», «Город невест», «Маленькая Вера», «Строговы».

Кадр из фильма "Здравствуй и прощай". После фильма народная молва поженила Олега Ефремова и Людмилу Зайцеву.

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай». После фильма народная молва поженила Олега Ефремова и Людмилу Зайцеву.

А вот личная жизнь актрисы не складывалась. После болезненного расставания с Миловановым, она долго не хотела связывать себя отношениями. Людмила много работала, построила кооперативную квартиру, помогала родителям.

Попытка построить счастье с инженером Владимиром Федоровым опять таки оказалась неудачной. По словам актрисы, лишь в тот момент, когда они решили расстаться, она узнала, что у гражданского мужа на стороне уже давно есть другая женщина. Возможно, причиной неудачи стало то, что главным приоритетом для Людмилы Зайцевой всегда была карьера. Детей у пары не появилось, так что держаться было не за что.

Картина «Праздники детства» окажется для Людмилы судьбоносной. За главную роль в фильме актриса была удостоена Государственной премии СССР.

С мужем Геннадием Ворониным.

С мужем Геннадием Ворониным.

И самое главное — на съемках тридцатипятилетняя Зайцева встретила своего будущего мужа Геннадия Воронина. Актер приехал на съемки из Минска, где работал в Театре русской драмы. Им предстояло играть супругов картине «Праздники детства» по прозе Василия Шукшина. Воронин начал за Людой ухаживать.

Она сразу отметила: красивый, надежный, сильный. Роман на съемках развивался стремительно- практически сразу Воронин сделал ей предложение. Людмила рассказывала, что полюбила своего мужа за особое чувство справедливости. Геннадий рано лишился родителей и рос в детском доме. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Он пытался всеми силами помочь тем, кто в этом нуждался больше всего.

Людмила Зайцева с мужем и дочерью.

Людмила Зайцева с мужем и дочерью.

Геннадий всегда баловал жену. Обожал делать подарки — то колечко с бриллиантом купит, то сережки с топазами, привозил наряды. Людмила забеременела и назвать свое дитя решили в честь Шукшина. У супругов в 1982 году родилась дочь Василиса. Зайцева активно снималась, и малышку приходилось оставлять на мужа. Когда Василиса немного подросла, брала с собой в экспедиции.

На протяжении тридцати лет супругов объединяли общие жизненные ценности и стремления, они редко ссорились. И каждый день Геннадий признавался супруге в любви.

В девяностых, когда отечественный кинематограф пришел в упадок, Геннадию было непросто: чтобы заработать, он осваивал новые профессии, ведь ролей ему не предлагали. Геннадий окончил Высшие режиссерские курсы и только-только начал утверждаться в профессии: снял как режиссер две картины, еще две снимались по его сценариям, а потом все прекратилось.

Чувство творческой нереализованности и невостребованности постепенно подтачивали здоровье Геннадия Анатольевича: он начал выпивать и потерял интерес к жизни. Постоянный стресс окончился инсультом. Воронина не стало в 2011 году, в возрасте шестидесяти пяти лет. Ровно столько же тогда было и Людмиле Васильевне.

Актриса с трудом пережила потерю самого близкого человека. Жить ей помогали дочь Василиса и новорожденный внук Серафим, которого Геннадий Анатольевич все же успел подержать на руках. Спустя год после кончины супруга, актриса издала книгу «Колокол детства моего», где собраны сценарные работы, поэзия и проза Геннадия Воронина.

Кадр из фильма "Ураган приходит неожиданно".

Кадр из фильма «Ураган приходит неожиданно».

Людмила Васильевна часто играла героинь старше своего возраста, но никогда не стеснялась этого: могла быть в кадре и уставшей, и некрасивой. Возможно поэтому зрители верили ей, сопереживали.

Прочитав сценарий «Маленькой Веры», Зайцева сразу поняла, что сможет сыграть эту замотанную жизнью тетку — маму главной героини.

"Маленькая Вера".

«Маленькая Вера».

Василий Пичул никого другого не видел в образе Вериной мамы. История, рассказанная в фильме — о юге. Там особые отношения между людьми, которые она, как южанка хорошо знала и воплотила на экране.

Вместе с режиссером они придумали ее героине узнаваемый облик — парик с мелкой завивкой, золотые зубы, кримпленовое платье.

"Маленькая Вера".

«Маленькая Вера».

Сейчас главной радостью в жизни актрисы являются ее трое внуков и дочь. Рядом с ними она проводит все свободное время. Самое большое счастье — накормить вкусным всю семью, она печет внукам имбирные пряники и свой фирменный капустный пирог.

Дочь Людмилы Васильевны — киноактриса Василиса Воронина, известна по роли следователя, лейтенанта Марии Крыловой в сериале «Глухарь».

Зайцева продолжает выходить на сцену Театра-студии киноактера и снимается в кино. Так в 2015 году она сыграла роль матери Григория Мелехова в ремейке «Тихого Дона», в 2017 году исполнила главную роль в детективе «Восемь бусин на тонкой ниточке», а в 2018 появилась в сериале «Хор».

С дочерью Василисой.

С дочерью Василисой.

Ее экранных героинь (за плечами роли в 60 картинах) нельзя забыть, будь то Шурка из фильма «Здравствуй и прощай» или незнакомка из картины «По семейным обстоятельствам», у которой тяжело болен любимый человек… Всего несколько минут на экране, а в душу сцена западает навсегда.

Кажется, что время не властно над актрисой — выглядит Людмила Васильевна в свои 74 года просто потрясающе: ухоженная, элегантная, стройная — по-прежнему настоящая кубанская красавица!

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Кубанская казачка Людмила Зайцева: Неразделенная любовь и долгожданное материнство