Леонид Куравлев: «Ну какой я же я вам Афоня?»

«Я снимаюсь неприлично много, и при этом у меня крайне мало, ничтожно мало удач…» — как-то признался актер. Он никогда не страдал звездной болезнью: просто работал на совесть — наверное, поэтому судьба всегда была к нему благосклонна.

Леонид Журавлев (Куравлевым он стал по вине сотрудника загса, регистрировавшего нового советского гражданина, а родители вовремя не заметили ошибку) родился в Москве в 1936 году. Время было тяжелое. Отец будущего актера трудился слесарем на автозаводе, мама была дамским парикмахером. А в 1941 году мать Лени по ложному доносу выслали на Кольский полуостров. Лишь спустя несколько лет несчастная женщина смогла вновь увидеть сына — ей разрешили забрать мальчика к себе.

Робкий двоечник

В Москву Журавлевы вернулись уже после войны. Леонид рос тихим, послушным, домашним, но уж слишком робким и замкнутым. В школе его часто били, а учебу он ненавидел всем сердцем. Кем стать в жизни, Леня не знал вплоть до 10-го класса. «Хочу быть как все! Просто человеком», — только и можно было услышать от него. «Один у Журавлевых сын, да и тот горемычный!» — вздыхали соседи по коммуналке.

И вдруг первая удача: Леонид неплохо сыграл в школьном спектакле по пьесе Константина Тренева «Любовь Яровая». «А иди-ка ты в актеры! — бросила Куравлеву двоюродная сестра. — Я не поступила, может, хоть тебя возьмут? Там ведь экзамены легкие!» Куравлев согласился без раздумий. Других планов на жизнь у него просто не было. Ни тогда, ни после.

Спасенный Бибиковым

Конечно, на первых экзаменах во ВГИК Куравлев с позором провалился. И дело было даже не в том, что на одно место претендовали до ста человек. Просто уж очень странным парнем был тогда Леонид. Нескладный, не блондин, не брюнет и не шатен, да еще и начинающий лысеть. Плюс ко всему не говорил, а практически шептал. Кому такой артист нужен?

Впрочем, решение комиссии молодого москвича не расстроило. Не взяли в этот раз — возьмут в следующий! И действительно, через два года, в 1955 году, Куравлева приняли во ВГИК.

Учиться Леонид был не приучен еще с детских лет, а потому через два года его отчислили. «Ни старания, ни таланта!» — лишь вздохнул его наставник Борис Бибиков, ученик самого Станиславского.

Но удача вновь улыбнулась будущему актеру. Пока Леонид прощался с вузом, товарищ по несчастью Борис Смирнов буквально на коленях упросил Бибикова оставить его на курсе. «Ладно! — сжалился педагог. — Пусть тогда и Куравлев дальше учится, чтобы все было по-честному!»

Внезапная доброта Бибикова потрясла Леонида. То ли от стыда, то ли из чувства долга он начал заниматься с неожиданным рвением и скоро стал лучшим на потоке. «Куравлев — это явление!» — заметил спустя десятилетие Бибиков. Для актера эти слова стали самой дорогой наградой.

Окрыленный Швейцером

Первая звездная роль сама нашла нашего героя. В 1959 году Михаил Швейцер начал готовиться к съемкам исторической картины «Мичман Панин». Когда основной актерский состав уже был утвержден, режиссер послал свою помощницу Софью Милькину искать во ВГИКе типажи для массовки. Там Куравлев и привлек внимание девушки — тем, что совершенно не умел петь.

«Идеальный матрос Камушкин!» — подумала Милькина и сразу направилась к Швейцеру. Уже через несколько дней Леонид оказался близ крепости Кронштадт. Юного москвича поразило все — и нарядная матросская форма, и настоящая царская яхта, которая служила местом съемки. «Михаил Абрамович, я не умею петь», — все же решился предупредить режиссера молодой актер. «И не надо! — рассмеялся тот. — Будьте самим собой, пойте, как можете! Тем более уж «Боже, царя храни!»».

Непосредственность Куравлева очень понравилась Швейцеру, и он пригласил актера в свой новый проект — экранизацию «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Сергей Юрский, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев — в компании таких ярких талантов Леонид вначале растерялся. Как играть роль Шуры Балаганова? Кто он? Недотепа? Подлец? Деревенщина?

На помощь снова пришел режиссер: «Леонид, ваш герой — это, по сути, безродная дворняжка в огромном и непонятном мире! Она и пытается думать, да вот только нечем!» Легкость гениальных советов Михаила Швейцера Куравлев запомнит на всю жизнь. В кадре нужно просто жить. Причем на полную катушку!

Спасибо, Шукшин…

Знакомство с Василием Шукшиным стало для Куравлева таким же судьбоносным, как и встреча со Швейцером. В конце 1964 года актер проснулся знаменитым на весь Советский Союз: во всех кинотеатрах страны шел фильм с его участием — «Живет такой парень». Картину снял Шукшин.

Образ Колокольникова, добродушного шофера с Алтая, дался Куравлеву тяжело. Измотанный репетициями, пробы перед госкомиссией Леонид завалил. «Ищите другого актера!» — лишь гаркнул Сергей Герасимов Шукшину. Василий Макарович понял: если фильм не получится, карьерой рискует не только его подопечный, но и он сам.

И все же решился снимать Куравлева — уж больно тот был хорош в образе простого парня… В итоге лента получила призы кинофестивалей в Ленинграде и Венеции, а Куравлев стал заслуженным артистом РСФСР. Это был настоящий триумф!

Чтобы сделать образ Колокольникова еще более «простым», Шукшин попросил Куравлева позаикаться. Актер так виртуозно справился с задачей, что в Госкино его даже пожалели. «Хороший малый, жаль, что заика!» — вздохнули чиновники. Этот случай дал понять Леониду главное: из него может получиться хороший актер.

Василий Макарович начал писать роли специально для Куравлева, но тот отказался сотрудничать дальше. «Я не хотел играть одно и то же, — объясняет свое поведение Леонид Вячеславович. — Шукшин не обиделся. Он был мудрец!»

Куравлев дружил с Шукшиным до самой смерти последнего, а годы спустя почтил память товарища, назвав сына его именем. «Я всегда буду благодарен Шукшину за все его жизненные и профессиональные уроки, — не раз признавался актер. — Он хотел мальчика, но умер, так и не дождавшись этого чуда. Печальная судьба…»

Страсти по Афоне

Куравлев — актер невероятно счастливой судьбы. Его партнерами по кадру были Владимир Высоцкий, Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов, Наталья Крачковская, Виталий Соломин, Владимир Этуш, Александр Демьяненко, Сергей Филиппов, Савелий Крамаров и другие звезды советского кино. Его снимали выдающиеся режиссеры — Татьяна Лиознова, Александр Митта, Станислав Говорухин, Глеб Панфилов, Лев Кулиджанов, Петр Тодоровский, Алла Сурикова…

Безусловно, успех был им заслужен, но не обходилось и без везения. Возьмем, к примеру, роль элегантного воришки Жоржа Милославского из эпохальной ленты «Иван Васильевич меняет профессию». Первоначально его должен был играть Андрей Миронов, а царя Иоанна Грозного — Юрий Никулин.

В итоге принять участие в проекте Юрий Владимирович не смог, и на эту роль взяли Юрия Яковлева. На фоне «нового царя», по мнению Гайдая, Миронов не смотрелся. Снова начались пробы… Кто только не потерпел на них неудачу: Георгий Юматов, Вячеслав Невинный, Георгий Бурков… Куравлев режиссеру сразу понравился. Правда, с одной оговоркой: лысину придется прикрыть париком.

Получить роль легендарного Афони Леониду также помог случай. В роли циничного слесаря автор сценария Александр Бородянский видел Борислава Брондукова. Но Данелия с ним не согласился, пригласив на пробы Владимира Меньшова и Бориса Щербакова. Однако ни тот, ни другой кинокомиссию не устроили. Тогда на вакантную роль был объявлен кастинг.

На право сыграть Афоню претендовали более 20 актеров! Среди них были Владимир Высоцкий, Георгий Бурков, Владимир Носик, Николай Караченцов, Даниэль Ольбрыхский и Виктор Проскурин. Повезло Куравлеву. Почему? Сложно сказать однозначно. Афоня — нетипичный персонаж. Не герой и не злодей, не красавец и не урод… В общем, такой же нетипичный, как и сам артист.

Выбор именно этого актера, по сути, решил судьбу фильма. В такого «живого» персонажа из народа тут же влюбилась вся страна. Только за премьерный 1975 год ленту посмотрели 62,2 миллиона зрителей! Создателям киношлягера даже хотели дать правительственную награду, но осеклись: ведь главный герой, по сути, всего лишь слесарь-алкаш.

«Для многих я так и остался Афоней навсегда, — сетует Куравлев. — Бывает, и сейчас в спину кричат: «Афоня, дай рубль!» Ну какой я Афоня? Я ведь сыграл более 200 разноплановых ролей!»

Сегодня, спустя годы, невероятный успех фильма объяснить просто: Афоня — не просто анекдотичный персонаж, несуразно-отталкивающая личность. Это символ целого поколения, собирательный образ многих советских трудяг. Признает это и сам Куравлев. «Многие из нас и поныне “живут по Афоне», — сокрушается актер. — А так нельзя, если мы хотим жить в великой стране».

Полвека любви

Счастливый человек из дома спешит на работу, а с работы — домой. Эта народная мудрость идеально описывает жизнь Куравлева на протяжении 52 лет. Именно столько длился брак артиста с его женой Ниной Васильевной.

Да, в любви артисту тоже повезло, и даже раньше, чем в профессии. В 16 лет Леонид пришел на каток и увидел хрупкую незнакомку, которая сразу его очаровала. Уже на следующий вечер он признался девушке в своих чувствах. Откровенность старшеклассника покорила робкую семиклассницу. Завязался настоящий взрослый роман.

Влюбленные поженились через 8 лет, в 1960 году, когда Куравлеву исполнилось 24 года, а его избраннице — 21. Торжество было скромным, в основном на родительские деньги. Пара получила комнату в коммуналке, в которой через два года и начала воспитание дочери Кати. Спустя 17 лет у четы появился второй ребенок — сын Василий.

Актерская слава не испортила Куравлева. Отыграв роль, он внимательно пересчитывал гонорар и тут же уезжал домой. «Удивительно не богемный человек! — то ли восхищался, то ли удивлялся Данелия. — Даже не верится, что он — артист». Лишь изредка Леонид Вячеславович ходил на футбольные матчи и пропускал кружечку пива. Этим привычкам он не изменял с юности.

Верность жене имела для Куравлева настолько большое значение, что на съемках «Афони» он даже не хотел играть с Евгенией Симоновой постельную сцену. «Я вам что, легкомысленный качок какой-нибудь?! — возмущался актер. — У Жени вон роман с Кайдановским, а я вообще женат!» В результате отказался раздеваться и в кадре лежал под одеялом в брюках и майке.

Не богемным человеком была и Нина Васильевна. Всю жизнь проработала учителем английского языка, на кинопремьерах и вручениях премий мужа не сопровождала. Покинула она этот мир в 2012 году после обширного инфаркта, который перенесла на ногах. Врачи попытались спасти ее, сделали операцию на сердце, но оказалось слишком поздно…

После смерти супруги Куравлев перестал общаться не только с коллегами, но и с друзьями. Сегодня единственная отрада актера — трое внуков от сына. «Я смерти не боюсь, — говорит вдовец. — Я свое отжил. Да и время мое давным-давно прошло…»

Уйти красиво…

После перестройки круто изменилась жизнь многих артистов, не миновала эта судьба и Куравлева. На смену старому кино пришли фильмы «про бандитов и ментов». Фильмография Леонида Вячеславовича пополнилась ролями в сериалах «Сыщики» и «Бригада», а также в таких лентах, как «Агенты КГБ тоже влюбляются», «Русское чудо», «Русский счет» и «В поисках золотого фаллоса». Говорить об этих работах актер не любит. Как их назвать? Проходными? Вынужденными? Ошибочными?..

Была и отдушина — ностальгическое творение Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». «В этой комедии я сыграл самого Горбачева, — вспоминает актер. — Помню, как волновался — похоже вышло или не очень? Но Михаил Сергеевич остался мною доволен».

В 1995 году актер снялся в красивом и добром фильме «Барышня-крестьянка» по повести А.С. Пушкина. Сыграл отца Лизоньки, Григория Ивановича Муромского. Трогательные сцены, пейзажи, «преданья старины глубокой» — настоящая отдушина и для зрителей, и для актеров тех непростых лет.

Много лет Куравлев не снимался, хотя по-прежнему интересен продюсерам. Предложения артисту поступают по 3-4 раза в год, но он отклоняет их (исключением стал фильм «Весь этот джем», снятый в 2014 году). «Вот мне говорят: заплатим деньги любые, съемки в Праге, жить будете в роскоши! — объясняет актер. — А возьму сценарий в руки — аж в глазах мутнеет! Одни убийства, пытки, расправы, беспредел… Да мне за такие роли стыдно станет. Нет уж, спасибо!»

Казалось бы, самое время просто сделать программу о себе, что-то вроде телевизионных мемуаров в несколько серий. Но и этот формат не устраивает Леонида Вячеславовича: «К чему мне эта суета? Славы мне не прибавит, а быть фоном для рекламы шампуней от перхоти и китайской лапши я не хочу. Я хочу уйти красиво!»

Может, это и правильное решение. Особенно для актера счастливой судьбы.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Леонид Куравлев: «Ну какой я же я вам Афоня?»