Михаил Ефремов «На дне». Блестящая роль в фильме и падение в жизни

Говорят, талант не пропьёшь. Так оно, наверное, и есть, но можно пропить жизнь. Артист Михаил Ефремов убедительный тому пример. Вляпавшись в прямом и переносном смысле, будучи крепко «подшофе», талантливый актёр ещё раз громко напомнил о себе, на этот — самым негативным образом.

Однако, и это надо признать — образы в кино и театре у него очень разные, и практически везде — яркие, запоминающиеся. Особенно в современной экранизации пьесы Горького «На дне», о которой речь ниже.

Конечно, по масштабу личности и глубине игры с его знаменитым отцом — Олегом Ефремовым — сравнить Михаила невозможно, но вот, как мне кажется, техническим мастерством и красочностью образов своего великого предка он даже где-то превзошёл.

Лично мне Михаил сразу запомнился первой же сыгранной ролью, где он, кстати, играет вместе со своим папой — в трёхсерийном телефильме «Дни хирурга Мишкина» (1976 г.) — примерного сына беззаветно преданного профессии хирурга.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1880127/pub_5ee1bf17420e58737c3652c2_5ee1d448420e58737c36544c/scale_1200

Вообще, в советские времена у ещё молодого Миши, в основном, были роли благородных персонажей, например, в детском фильме «Когда я стану великаном» (1978 года, с подзаголовком «Несколько историй из жизни Петра Копейкина, восьмиклассника и поэта»), «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988 г., главная роль), «Виват, гардемарины» (1991 г., роль Петра III).

А вот с обмельчанием и загрязнением кино в постсоветское время, и роли Михаила стали более мелкотравчатыми и нечистоплотными, к примеру: Керенский в «Романове. Венценосная семья» и слабохарактерный пьяница старший лейтенант Жгут в «Границе. Таёжный роман» (оба фильма 2000 года). Тут даже можно говорить о влиянии искусства на формировании артиста как человека. Похоже, что так оно и есть. Хотя обратная связь, безусловно, определённей.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888829/pub_5ee1bf17420e58737c3652c2_5ee1d559e399a224a2f04924/scale_1200

В данном контексте, так сказать, показателен фильм «Какраки» (2009 года). Он о том, как маленький чиновник средних лет Михал Михалыч (в исполнении Михаила Ефремова), в юности желавший стать поэтом, однажды в книжном магазине встречает продавщицу Настю, в которую романтически влюбляется. Узнав, что матери Насти нужны деньги на операцию, Михал Михалыч берёт взятку и попадает в тюрьму.

Не только персонаж Ефремова, но и сама картина характерна для того времени, упадочного для отечественного кино. Смесь амурно-гламурной надуманности посредственных голливудских фильмов, морально-аморфного сентиментального мещанства и грубо-препарированной «правды» претенциозного кино. Сладкая пастилка, высосанная из пальца и обмазанная не горькой горчицей. Лишь самый конец ленты что-то несёт, когда не несут, а волокут по полу тюрьмы труп искусственно созданного поэта-взяточника.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3447231/pub_5ee1bf17420e58737c3652c2_5ee1d68a592e1e70f8d39dff/scale_1200

Но вот роль Михаила Ефремова в осовремененной экранизации пьесы Горькова «На дне» (2014 г.), поставленной Владимиром Коттом, меня очень впечатлила. И, прежде всего, сам фильм взволновал — горький и безысходный. Экранизация сильно изменёна и по месту действия (здесь — городская свалка), и по времени, и по тексту. Светлый луч в тёмном сволочном свалочном царстве пробивался в лике свалившегося из самосвала с мусором мальчика-ангела, но он так до конца и не оживил омертвевающие души действующих лиц печального киноспектакля.

Но больше всего запечатлелась в памяти блестящая игра наших артистов, и, главным образом, солировавшего здесь и сыгравшего запредельно мощно и ярко Михаила Ефремова. По крайней мере, более сильных ролей в кино я у него не видел.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2404796/pub_5ee1bf17420e58737c3652c2_5ee1d6cc7793b32bffbc00a7/scale_1200

К слову, на мой взгляд, отечественная актёрская школа как была раньше, так и осталась уникальной и очень сильной. Сейчас, по сравнению с советским кино, масштаб артистов, как личностей заметно уменьшился, но, по-моему, многие нынешние исполнители выросли в техничности, эмоциональности и разнообразии игры. Отец и сын Ефремовы как раз и есть наглядный пример двух больших разниц.

Талант есть, а Личности нет. От этого и беда случилась.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Михаил Ефремов «На дне». Блестящая роль в фильме и падение в жизни