От всесоюзной славы до забвения на родине: Почему легендарный литовский актер Донатас Банионис чувствовал себя одиноким

4 года назад, 4 сентября 2014 г. ушел из жизни один из самых загадочных и самых популярных в СССР прибалтийских актеров Донатас Банионис. Он стал главным разведчиком страны задолго до Штирлица, сыграв в культовом фильме «Мертвый сезон», среди других его творческих вершин – «Берегись автомобиля», «Король Лир» и «Солярис». В 1970-х гг. его имя было известно всем, а после распада Союза о нем забыли, и даже на улицах Вильнюса перестали узнавать…

Донатас Банионис в фильме *Адам хочет быть человеком*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

Донатас Банионис в фильме *Адам хочет быть человеком*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

Донатас Банионис родился и вырос в Литве, в городе Каунасе. Стать актером он решил еще в детстве, когда в 4 года впервые увидел немое кино. В школьные годы он занимался в драмкружке. Родители не были против этого увлечения, но считали, что их сын должен приобрести какую-то более серьезную профессию, которая могла бы приносить материальный доход. Поэтому Донатас учился в керамической школе и собирался стать ремесленником.

Кадр из фильма *Никто не хотел умирать*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Никто не хотел умирать*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Однако увлечение театром его не отпускало. Своим учителем Банионис называл театрального режиссера Юозаса Мильтиниса, который набирал в свою труппу только непрофессиональных актеров и азам ремесла учил их самостоятельно. Он считал, что на сцене должно быть как можно меньше «театральности», что актеры должны вести себя, как в реальной жизни, не показывать героя, а быть им, чтобы зрители не отличали, где они играют, а где – настоящие. Поступив в труппу театра в Паневежисе в 1941 г., Банионис с тех пор примерил на себя более 100 образов. Экспериментальный театр Мильтиниса был настолько популярен, что на их спектакли съезжались зрители со всего Союза.

Кадр из фильма *Берегись автомобиля*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Берегись автомобиля*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru

В кино Банионис пришел только в 35 лет, когда его пригласили на эпизодическую роль в фильме «Адам хочет быть человеком» в 1959 г. Но всенародная популярность пришла к нему только после главных ролей в фильмах «Никто не хотел умирать» в 1966 г. и «Мертвый сезон» в 1968 г. Когда он ехал в Ленинград на пробы, почти не надеялся на то, что его утвердят – главный герой казался супергероем, а Банионис не выглядел ни как супергерой, ни как покоритель женских сердец. Неприметный, тихий, спокойный, он и правда показался режиссеру не совсем подходящей кандидатурой. Тот искал актера типажа Вячеслава Тихонова, которому через несколько лет все-таки досталась роль разведчика, но в другом фильме, – «Семнадцать мгновений весны».

Актер с женой и детьми | Фото: damy-gospoda.ru

Актер с женой и детьми | Фото: damy-gospoda.ru

Донатас Банионис в фильме *Мертвый сезон*, 1968 | Фото: 24smi.org

Донатас Банионис в фильме *Мертвый сезон*, 1968 | Фото: 24smi.org

История советского разведчика в фильме «Мертвый сезон» была основана на реальных событиях – прототипом главного героя стал работавший в Великобритании разведчик Конон Молодый, легенда советских спецслужб. Именно он и настоял на кандидатуре Баниониса, заявив, что разведчик так и должен выглядеть, чтобы не бросаться в глаза, – неприметный и невзрачный персонаж, а не красавчик-супергерой. На пробах Банионис «очеловечил» разведчика, и вместо шпионского боевика фильм получился историей о личной драме человека, который оказался между родиной и чужбиной.

Кадр из фильма *Солярис*, 1972 | Фото: 24smi.org

Кадр из фильма *Солярис*, 1972 | Фото: 24smi.org

Русский язык Донатас выучил, чтобы читать мировую литературу – на других языках она в Прибалтику тогда просто не доходила. Знание языка пригодилось ему, когда он начал сниматься в России. Однако его акцент был слишком заметным, и во всех фильмах его героев озвучивали другие актеры – так, например, в «Мертвом сезоне» разведчик Баониониса говорил голосом Шурика – Александра Демьяненко.

Донатас Банионис и Наталья Бондарчук в фильме *Солярис*, 1972 | Фото: damy-gospoda.ru

Донатас Банионис и Наталья Бондарчук в фильме *Солярис*, 1972 | Фото: damy-gospoda.ru

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

От всесоюзной славы до забвения на родине: Почему легендарный литовский актер Донатас Банионис чувствовал себя одиноким