Разбитая судьба: трагедия Валентины Серовой, болезненной любви Константина Симонова

Любовь к Валентине Серовой, по словам Симонова, была в его жизни самым большим счастьем и самым большим горем, а для самой актрисы она обернулась еще одним шагом к саморазрушению. Валентина Васильевна Серова была необыкновенной актрисой и ослепительной женщиной. В нее влюблялись все, поддавшись выразительной красоте и удивительной женственности, которые сводили с ума и простых зрителей, и известных государственных деятелей, и знаменитых поэтов.

Но ее реальная жизнь была совсем другой, не такой как у экранных героинь. Она совсем не умела ждать, хотя стихотворение К. Симонова «Жди меня» было написано специально для нее. Знаменитый поэт и писатель старался прежде всего убедить себя в том, во что он хотел верить с присущим ему упрямством.

Валентина Васильевна Половикова родилась в 1917 году под Харьковом. Девочке исполнилось шесть лет, когда она с родными переехала в Москву. Ее мама, знаменитая актриса Клавдия Михайловна Половикова, с детства прививала дочери любовь к театру. С восьми лет Валя выступала на сцене Малого театра-студии на Стретенке в постановке «Настанет время» по драме Ромена Роллана.

Дебютом юной актрисы стала роль мальчика по имени Давид, сына главной героини спектакля, которую играла ее мать. С этого времени маленькая Валя «заболела» театром. Из-за него она бросила школу, в четырнадцать лет поступив в центральный техникум театрального искусства. Для того чтобы ее туда приняли, девушка приписала себе два года. Проучившись всего лишь год, пятнадцатилетняя актриса была принята в трупу Театра рабочей молодежи — ТРАМ (сейчас Ленком).

В это время Валя Половикова первый раз вышла замуж за своего партнера по одному из спектаклей, Валентина Полякова. Она привела его в дом матери. Клавдия Михайловна не одобрила выбор дочери, но приняла его, уступив молодым небольшую комнату. Этот брак продлился недолго. Валентина Половикова ушла от мужа, а он так и не простил ей этого, впоследствии жестоко отомстив (речь об этом пойдет ниже).

В 1934 году молодую актрису пригласили сниматься в кино. Известный режиссер Абрам Роом снял фильм «Строгий юноша». В этой картине Вале Половиковой досталась небольшая роль веселой комсомолки. После того как работа над фильмом была завершена, члены просмотровой комиссии решили, что он малосодержательный и политически вредный. Кинокартину на долгие годы положили на полку. Поэтому кинодебют актрисы можно считать неудачным.

3 мая 1938 года Валентина Половикова познакомилась с летчиком-испытателем, героем гражданской войны в Испании Анатолием Серовым (он же Родриго Матео). Их встреча произошла на вечере в доме его лучшего друга, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского. Серов — красавец-офицер, обаятельный и остроумный — с первого взгляда влюбился в молодую актрису. Он проводил ее на Ленинградский вокзал в Москве, посадил в поезд. А утром прилетел в Ленинград, чтобы с утра встретить на Московском вокзале.

Два дня влюбленный летчик ходил за Валентиной тенью, а на третий сделал предложение. Серов и Половикова расписались 11 мая, спустя 8 дней после знакомства. Их семейная жизнь была очень счастливой. Анатолий ни дня не мог прожить без своей Лаперузки. Так он с любовью называл свою жену в честь пролива Лаперуза, над которым ему не раз приходилось летать. Истребители его эскадрильи кружились над домом любимой, сбрасывая цветы. А сам Анатолий чертил для жены в небе слова: люблю, Валя, Лапа.

В это время к актрисе Серовой пришло настоящее признание. Любовь миллионов зрителей ей принесла главная роль в фильме «Девушка с характером» (1939). Л. Пашкова вспоминала: «Кинотеатры, где демонстрировался этот фильм, брались штурмом, в театры на ее спектакли невозможно было достать билеты».

В то время Валентине Серовой исполнился 21 год. Актрису вместе с мужем часто приглашали в Кремль. По личному указанию Сталина Серовы получили роскошную пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде, принадлежавшую ранее репрессированному маршалу Егорову.

В народе всегда май считался неудачным месяцем для брака. И судьба Валентины Серовой подтвердила эту истину. 3 мая 1939 года Валентина и Анатолий в кругу друзей отметили первую годовщину своего знакомства. 5 мая они были приглашены в Кремль, где Сталин о чем-то долго говорил с Анатолием. Только спустя некоторое время стало известно, что Иосиф Виссарионович поручил опытному летчику принять участие в испытании самолетов нового класса.

11 мая Анатолий Серов очень торопился домой. Он хотел после полетов успеть купить подарок жене на годовщину свадьбы. В тот день Серова должна была играть главную роль в премьере веселой комедии «Галина». Закончив гримироваться, актриса заметила, что за кулисами полно военных, которые как-то странно смотрят на нее. Руководитель театра И. Берсеньев, бледный как полотно, зашел к ней в гримуборную и срывающимся голосом произнес: «Анатолию очень нехорошо».

Серова спросила: «Он жив?», на что последовал ответ: «Он погиб». Это случилось за несколько минут до начала спектакля. Когда Валентина Серова вышла на сцену, зал замер от ужаса. Ведь по радио уже сообщили о гибели знаменитого летчика. Спектакль она отыграла прекрасно, смеялась и шутила, и только Богу было известно, что творилось у нее на душе.

14 мая на Красной площади состоялась траурная церемония, в которой приняли участие видные руководители государства, в том числе и Сталин. Спустя четыре месяца у Валентины родился сын, названный в честь отца Анатолием, который как две капли воды был похож на отца.

В 1939 году в Ленкоме была поставлена пьеса Горького «Зыковы», где Валентина Серова играла роль Павлы. Серовой очень мешало то, что на каждом спектакле в первом ряду сидел какой-то молодой человек и буквально пожирал ее взглядом. Он не пропускал ни одного спектакля с ее участием, простаивал возле служебного входа вместе с другими поклонниками, ожидая актрису, чтобы передать цветы или записку.

Это длилось довольно долго. И наконец после длительных раздумий Серова решила ответить своему настойчивому поклоннику: «Позвоните мне, В. Серова». Это был молодой, но достаточно известный поэт Константин Симонов, которому в то время исполнилось 24 года.

Кирилл Симонов родился в 1914 году. Его мать Александра Леонидовна Оболенская, по второму мужу Иванишева, происходила из знатного княжеского рода. Симонов никогда не вспоминал о своем настоящем отце, но всегда с почтением и любовью отзывался об отчиме, блестящем офицере, герое японской и германской войн. Кирилл Симонов получил хорошее образование.

Повзрослев, юноша изменил свое имя на Константин, потому что не выговаривал звуки «р» и «л» (совсем маленьким мальчиком, подражая отчиму, он решил побриться опасной бритвой и неосторожно чиркнул себе по языку). Переехав с родителями в Москву, он устроился рабочим на Межрабпомфильм. Тогда же юноша начал писать стихи.

К тому времени, когда Симонов встретил В. Серову, он уже был женат на Евгении Ласкиной. В 1939 году у них родился сын Алексей. Брак казался удачным, но новая любовь Симонова разрушила отношения супругов. Он ушел из семьи, хотя Валентина была категорически против этого.

Несмотря на близкое знакомство с писателем, красивая актриса оставалась холодна к нему, и он, бросая вызов судьбе, решил стать своим человеком в театре. Специально для Валентины Симонов написал пьесу «История одной любви», где Серова сыграла главную роль.

В 1940 году Симонов написал пьесу «Парень из нашего города». Прототипами главных героев стали Валентина Серова (Валя) и ее муж Анатолий (Лукашин). Но актриса отказалась играть в новом спектакле. Слишком тяжела была боль утраты от потери любимого мужа. Сердце Серовой все это время оставалось незанятым — актриса могла предложить Симонову только искреннюю дружбу. Некоторое время спустя писателю удалось добиться расположения ее сына Толика. И материнское сердце дрогнуло.

Симонов был умным человеком, обладающим прекрасной интуицией. Он понимал, что, сумев войти в жизнь любимой женщины, так и не смог полностью покорить ее сердце. Поэт любил искренне, не обращая внимания на сплетни и слухи.. Нередко Валентину Серову за глаза называли красавицей «с подмоченной репутацией».

О ее похождениях и громких романах судачили все кому не лень. Коллеги по театру и знакомые считали актрису ветреной и пустой, поскольку она не умела и не хотела сдерживать свои порывы и страсти. Но молодой поэт любил ее именно такой, вопреки всему, вопреки самому себе. Их роман сразу же стал достоянием общественности.

Симонов и Серова не спешили узаконить свои отношения. Несколько лет они прожили в гражданском браке. Васька, как называл ее Константин Симонов, принимала его ухаживания, делила с ним постель, но говорить «люблю» не торопилась. Можно предположить, что интуитивно Серова понимала, что их чувства изначально обречены на неудачу. Они были настолько разными, что им противопоказано было быть вместе.

Образ Валентины Серовой тех лет раздваивался. Все знали ее как блестящую актрису, роскошную женщину, пользующуюся успехом у мужчин, с легкостью принимающую бесконечные ухаживания. Бесспорно, у Серовой были романы, но ни один из них не мог затронуть ее душу. Она лишь уступала своим, а чаще чужим желаниям, чтобы забыть о личной трагедии. Об этой обратной стороне ее жизни не знал никто: известная актриса не любила выставлять напоказ свои переживания.

Поначалу Симонов стал для уставшей от бесконечной душевной боли женщины одним из тех, кто помогал ей «не думать, не вспоминать» о гибели любимого мужа. Лишь спустя время известный писатель стал для Серовой единственным, кто сумел помочь ей не забыть, а пережить боль и найти в себе силы жить дальше.

Сам Симонов говорил, что «Серова не могла противостоять мужскому напору и натиску, но если она любила человека, если она была ему верна, она его не забывала». Жизнь подтвердила правоту этих слов. Валентина Васильевна так и не смогла забыть своего второго мужа — Анатолия Серова.

В реальной истории любви Серовой и Симонова присутствовало два разных сюжета. Один — яркий, активный, наполненный разнообразными событиями. Здесь главным был Симонов. Он решал, ухаживал, настаивал, добивался.

А Валентина Серова лишь поддавалась или не поддавалась, принимала или отвергала. Второй сюжет был известен только им двоим. Это была история любви известной актрисы и знаменитого писателя. Главной здесь стала Валентина. Именно она задавала тон, а он тянулся за ней. Серова обладала умением быть любимой.

В 1941 году актриса снялась в фильме «Сердца четырех», который принес ей еще большую популярность и любовь зрителей. Сталинская цензура запретила выход картины на экраны из-за ее «низкопробности». Зрители увидели этот фильм лишь после войны.

Когда началась война, Симонов стал военным корреспондентом. Васька проводила его на фронт. Осенью 1941 года Симонов написал свое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное В. С. (Валентине Серовой). Любовь Серовой и Симонова стали использовать в идеологических целях. Историки Великой Отечественной войны в один голос причисляют появление этого стихотворения к таким же достижениям, повлиявшим на исход войны, как разгром немецкого наступления под Москвой и Сталинградом.

Маргарита Алигер писала: «Симонов сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда и тем помог им в трудную пору войны». Война стала для Симонова временем, когда его лирические произведения достигли абсолютной вершины. В 1942 году был опубликован сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный любимой женщине.

Эту книгу невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым. Но критикам того времени не понравился образ героини сборника «С тобой и без тебя» — не любящей, не доброй, не преданной, а злой, ветреной, колючей женщины. Валентина Серова никогда не была роковой, коварной обольстительницей, от скуки играющей человеческими судьбами и легко разбивающей сердца.

Просто она не могла полюбить поэта так, как он ее. В каждом стихотворении чувствовалась боль любящего, но не познавшего ответную любовь сердца. Автор, он же лирический герой, стремился к родству душ, а получал лишь ночную страсть, тающую под утро. Ты говорила мне «люблю», Но это по ночам, сквозь зубы, А утром горькое «терплю» Едва удерживали губы.

Симонов ощущал себя ненужным, отвергнутым, но не сдавался, пытаясь завоевать самое главное — женскую любовь. Но не только страсть связывала их. Он видел й любил в ней две рядом живущих души.

В годы войны театр, где работала Серова, переехал в Фергану. Там актриса почти каждый день получала он Симонова письма. Одна из ее подруг С. Бирман писала Валентине, что та «должна быть внимательнее к Симонову, что такими людьми бросаться нельзя и надо перестать слушаться только себя». Но Валентина Серова жила, согласуя жизнь лишь со своими эмоциями, и ничего не могла с этим поделать.

В 1942 году актриса встретила новую любовь. За годы, прошедшие после войны, правда и вымысел о ней сплелись настолько тесно, сейчас уже практически невозможно установить истину. Ранней весной 1942 года Валентина Серова в составе бригады артистов участвовала в концерте, организованном для пациентов одного из московских госпиталей.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Разбитая судьба: трагедия Валентины Серовой, болезненной любви Константина Симонова