Самая знаменитая испанская девочка на шести портретах Веласкеса: Печальная судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской

Почти каждому знаком облик маленькой девочки с бессмертных полотен Диего Веласкеса — инфанты Маргариты Терезы, еще с юных лет обреченной стать женой родного брата своей матери. И, так как Маргарет жила в Испании, а Леопольд в Вене, ко двору жениха почти ежегодно присылали по портрету инфанты, чтобы он мог наблюдать за тем, как подрастает его невеста. Поэтому маленькой Музе Веласкеса в детстве так часто приходилось позировать знаменитому художнику, что в итоге она оставила в мировой живописи гораздо более яркий след нежели в политике. Однако судьба белокурой принцессы, навеки застывшей на множестве портретов знаменитого испанского живописца, сложилась весьма печально.

 

Родители инфанты: Король Испании Филипп IV./ Марианна Австрийская - вторая жена Филиппа IV. (1660 г.) Автор: Диего Веласкес.

Родители инфанты: Король Испании Филипп IV./ Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. (1660 г.) Автор: Диего Веласкес.

Маргарита Тереза родилась в 1651 году в Мадриде в семье испанского короля Филиппа IV и Марианны Австрийской, принцессы из Имперской ветви рода Габсбургов. Родители инфанты приходились друг другу близкими родственниками — дядей и племянницей. К тому же Филипп был почти на тридцать лет старше юной супруги. Прожив в браке 12 лет, Марианна наконец-то смогла родить первого живого ребенка.

Инфанту Маргариту Терезу чуть ли не с самого рождения начали готовить в жены будущему императору Священной Римской империи Леопольду I. Словом готовился очередной родственный брачный союз между представителями рода Габсбургов, который должен был укрепить позиции Испании и Римской империи, в отношении французского королевства.

Леопольд I.

Леопольд I.

Суженый инфанты Маргариты был старше за нее на 11 лет и приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской. Габсбурги приветствовали внутрисемейные браки, что с точки зрения генетики было вопиющим фактом, приводившим к рождению мертвых или нездоровых детей. Одним словом, постоянные близкородственные браки полностью испортили генофонд рода, но на это по тем временам никто не обращал внимание.

Менины. Автор: Диего Веласкес.

Менины. Автор: Диего Веласкес.

И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста.

В то время при дворе Филиппа IV, к счастью, работал гениальный живописец-портретист Диего Веласкес, который с таким трепетом и любовью изображал маленького ангелочка, весьма милого и веселого. Родители и близкие так ее и звали — ангелочком, а король в письмах — «моя радость». Будущую королеву воспитывали по всем правилам дворцового этикета и дали превосходное образование.

Диего Веласкес. «Менины» (Фрейлины). (1656 год). Королевский Музей Прадо. Автор: Диего Веласкес.

Диего Веласкес. «Менины» (Фрейлины). (1656 год). Королевский Музей Прадо. Автор: Диего Веласкес.

Шикарное платье из тяжелой парчи, вышитое золотом и серебром, как бронь заковало хрупкое детское тело. Нежно-белокурые волосы, и живой блеск её глаз — отличительная черта всех портретов Веласкеса.

 « Первый портрет инфанты Маргариты». Автор: Диего Веласкес.

« Первый портрет инфанты Маргариты». Автор: Диего Веласкес.

Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Художник словно любуется малюткой и с трепетом предает на холсте еще коротенькие мягкие волосики, и круглые детские щечки. Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. В таких ходили в те времена как девочки, так и мальчики.

Для того, что бы облегчить участь маленькой модели во время долгого позирования, живописец позволил девочке опереться о стол ручонкой, а во вторую она взяла веер — «совсем как взрослая». Выражение лица говорит о недовольстве и возмущении ребенка, оторванного от своих привычных игр и забав, а еще установленного в неудобную позу на долгое время. В результате получился портрет одновременно и парадный, и удивительно живой, что весьма характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.

 Портрет инфанты Маргариты (1655). Лувр, Париж. Автор: Диего Веласкес.

Портрет инфанты Маргариты (1655). Лувр, Париж. Автор: Диего Веласкес.

Спустя пару лет, Веласкес снова напишет портрет инфанты, глядя на который испытываем все то же умиление и восторг. Поза останется той же, что на первом портрете, однако платье утяжелится кринолином, а вот в глазах румяной девочки — уже обречённость. Почему-то кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в белом. (Маргарите шесть лет). (1656). Художественно- исторический музей. Вена.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в белом. (Маргарите шесть лет). (1656). Художественно- исторический музей. Вена.

В шестилетнем возрасте Маргарита позирует уже как взрослая — без подпорок. Завитки золотых волос, тесный корсаж, руки изящно касаются юбки. А ни личике — интерес.

«Портрет инфанты Маргариты в голубом». (1659). Музей истории искусств. Вена. Автор: Диего Веласкес.

«Портрет инфанты Маргариты в голубом». (1659). Музей истории искусств. Вена. Автор: Диего Веласкес.

Инфанта Маргарита в шикарном тяжелом бархатном платье, голубого цвета, который отражается в ее глазах. Поэтому она кажется синеглазой блондинкой, взгляд которой с любопытством изучает художника. Тяжелое одеяние тянет девочку к полу, «но она изо всех сил старается сохранить торжественное выражение лица. И все же художник не забывает, что пишет хоть королевского, но – ребенка: круглые щечки совсем ребячьи, а в больших глазах отражается искорки достоинства». Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея. В дальнейшем, повзрослев, Маргарита приобретет черты рода Габсбургов: угловатость лица, выпуклость нижней губы и оттопыренность подбородка.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в розовом, 1660, Прадо, Мадрид Картину художник начал писать в год своей кончины.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в розовом, 1660, Прадо, Мадрид Картину художник начал писать в год своей кончины.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Самая знаменитая испанская девочка на шести портретах Веласкеса: Печальная судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской