Светлана Кармалита и Алексей Герман: история любви на фоне целой эпохи «Ленфильма»

Эта история не о чувствах. Она о том, как прожить жизнь. Алексей Герман и Светлана Кармалита – это не просто супружеский и творческий союз двух талантливых людей. Это две грани одного целого, потому что не было Германа без Кармалиты, а Кармалиты без Германа. Это целая эпоха настоящего кинематографа на фоне исторической реальности.

Крымская встреча

Алексей Герман. / Фото: www.tmdb.org

Светлана Кармалита и Алексей Герман каждое лето отдыхали в Крыму. Но никогда не пересекались. Видимо, было еще не время для их встречи. Он жил в Ленинграде, она – в Москве.

Просто удивительно, как переплелись их судьбы с исторической хроникой. Описывая свое знакомство, оба они упоминают, что познакомились в Коктебеле накануне введения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В то время он официально был еще женат, но семьи, как таковой у него не было.

Светлана Кармалита. / Фото: www.sobaka.ru

Встреча со Светланой в некотором роде его ошеломила. У него до этого никогда не было романов с умными женщинами. А тут – она. Строгая, серьезная и просто невероятно умная. С ней можно было разговаривать. И это именно то, чего не хватало ему в жизни после смерти отца.

Как говорила в интервью Светлана Игоревна, красота была его единственным недостатком. Но при этом он был умен, резок, остроумен и решителен. Внешность при этом не играла совершенно никакой роли.

Спиной к спине

Светлана Кармалита и Алексей Герман. / Фото: www.itogi.ru

Поначалу им еще казалось, что все не так уж серьезно. После Коктебеля он поехал к ней в Москву. Она всячески защищалась от его вторжения на свою территорию. Врала, что у нее есть муж. А он просто вошел в ее квартиру и методично обследовал каждый уголок. Не найдя никаких признаков не то что мужа, вообще присутствия другого мужчины, он стал жить у нее. Они встречались, он уезжал в Ленинград, потом она приезжала к нему. Вскоре они уже были мужем и женой. Сначала фактически, а потом уже официально.

Светлана была по своей натуре диссиденткой, а ему вообще само понятие диссидентства казалось смешным и наивным. Но, тем не менее, вместе с ней и посылки в ссылку отправлял, даже своими штанами был готов делиться.

Работа на площадке. / Фото: www.itogi.ru

Светлана Игоревна очень не хотела, чтоб он снимал «Проверку на дорогах». Но на тот момент ее мнение он еще не считал решающим и уехал на съемки. Ему нужно было снимать осень, а за окном выпал снег. Решил снимать снег – пошел дождь, и снова наступила осень. Он отчетливо понимал, что его просто снимут. За вот эти неоправданные временные и ресурсные затраты. Тогда он позвонил ей и попросил приехать. С тех пор они так и стояли всегда: спиной к спине. Против всех ураганов в жизни и творчестве.

Наверное, это любовь

Жена для Германа была и соавтором, и соратником, и опорой во всех невзгодах. / Фото: www.itogi.ru

Они почти одинаково описывали свою жизнь. А если требовалось сказать о чувствах, то утверждения их не были категорично-уверенными. Всегда присутствовал допуск: «Наверное, так и выглядит любовь… Наверное, любила».

Они расходились тысячу раз. Конечно, навсегда. Но снова начинали все сначала. И опять при этом – ни слова о любви. Расходились, ругались. Но оставались одним творческим организмом. С единой кровеносной системой и одним сердцем на двоих.

Алексей Герман, Светлана Кармалита и Андрей Болтнев во время съемок фильма «Мой друг Иван Лапшин». / Фото: www.itogi.ru

«Проверку на дорогах» после окончания съемок положили на полку. Если бы не Светлана Кармалита, он мог бы бросить все и уехать. Но она говорила, что не мог. Не было у них даже мысли такой. Ему не давали снимать, и тогда они вместе писали под ее фамилией. И при этом они, наверное, любили свою страну.

«Светлана Кармалита — ровно половина первого плана Германа. И второго тоже…»

Светлана Кармалита и Алексей Герман. / Фото: www.kommersant.ru

Они ничего не делали друг без друга. Всегда только вдвоем. Когда он диктовал, а она печатала, то по одной только ее спине он понимал ее недовольство текстом. Он мог выхватить уже отпечатанные страницы, кинуть их в печку, а она тут же бросалась эти самые страницы спасать.

Ее мнение было решающим и окончательным. Не посоветовавшись с ней, Алексей Юрьевич никогда не начинал фильм. Если в титрах к картине не стоит ее фамилия, это значит, что все равно они ее делали вместе.

Алексей Герман и Светлана Кармалита были сложными людьми. Каждый со своим характером, экспрессией, страстью творца. И дополняющим видением мира, ситуации, будущего фильма. Они думали не каждый о себе, а друг о друге. Когда у Алексея Юрьевича диагностировали сахарный диабет, он не боялся смерти. Его смерти боялась она.

Алексей Герман на съемках своей последней картины «Трудно быть богом» с исполнителем главной роли Леонидом Ярмольником и женой Светланой Кармалитой. / Фото: Сергей Тягин

Алексей Юрьевич Герман скончался 21 февраля 2013 года от почечной недостаточности. Она потеряла половину себя, но рук не сложила. Вместе с сыном закончила фильм «Трудно быть Богом», продолжала работать главным редактором «Ленфильма», занималась сценарным портфелем киностудии, но сама больше не писала. Не могла писать без него, хотя и ощущала, по ее собственному признанию, его незримое присутствие в доме, где они жили.

Светлана Кармалита. / Фото: www.newspile.ru

Светлана Игоревна пережила супруга на четыре с половиной года и ушла после инсульта 4 июля 2017 года. Теперь они снова вместе. Неразделимые Герман и Кармалита.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Светлана Кармалита и Алексей Герман: история любви на фоне целой эпохи «Ленфильма»