Жить для себя и пожалеть об этом: Судьба актрисы Нины Веселовской

Принято считать, что назначение женщины на Земле — это продолжение рода. В Советском союзе нежелание иметь детей считалось нонсенсом. А Нина Веселовская не только отличалась желанием жить свободно, для своего удовольствия, но и открыто говорила об этом. Общественность не могла этого не заметить. И этот факт в те времена не мог не повлиять на развитие карьеры, да и на всю жизнь Веселовской.

Немного биографии

Нина Веселовская родилась 7 марта 1937 года в селе Городище Средневолжского края (ныне Пензенская область). Отец — строитель. Мать — бухгалтер.

Во время войны с матерью была на Урале. После войны ее отец много работал на восстановлении городов и народного хозяйства. В связи с его профессиональными назначениями семье приходилось неоднократно менять место жительства.

В школьные годы много читала, ей хорошо давались иностранные языки. После школы поступила в институт на лингвистический факультет.

Когда оказалась в Москве на лечении, решила попробовать поступить театральный вуз. У нее получилось с первого раза. Она забрала документы из института и стала студенткой Школы-студии МХАТа.

После окончания Школы-студии ее приглашали в МХАТ, у Веселовской была Качаловская стипендия, однако из-за съемок в фильме «Хождение по мукам» с этим театром у нее отношения не сложились.

Нина Веселовская

Нина Веселовская

Нина Веселовская в театре

В 1959-1978 годах была актрисой Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (Электротеатр «Станиславский»), куда ее пригласил Михаил Яншин на главную роль в «Днях Турбиных».

Работы Нины Веселовской в театре им. К. С. Станиславского: «Дни Турбиных» М. А. Булгакова. Режиссёр М. М. Яншин — Елена Васильевна Тальберг; «Однажды в двадцатом» Н. Коржавина. Режиссёры: Б. А. Львов-Анохин и М. Ю. Резникович — Виктория Томми; «Генерал Чепраков в отставке» И. Дворецкого. Режиссёр В. Н. Кузенков — Лена; «Прощание в июне» А. Вампилова. Постановка А. Г. Товстоногова — Репникова; «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Постановка Е. И. Еланской — Змея; «Ученик дьявола» Б. Шоу. Режиссёр Р. Иоффе — Джудит.

Из театра им. К. С. Станиславского актриса, по ее словам, ушла из-за частой смены главных режиссеров. Ее взяли в штат «Мосфильма».

Играла на сцене Театра киноактера в 1978-1997 годах, среди ее работ:

«Полынь»; «Восемь женщин» Р. Тома; «Бабий бунт» по рассказам М. А. Шолохова — Марфа; «Много лет спустя» Г. Натансона и Д. Орлова — Александра Перегонец. С середины 1990-х стала работать в антрепризах.

Сотрудничала с Московской драматической труппой «Блуждающие звёзды»:

«Не сошлись характерами» А. Н. Островского — Софья Ивановна Прежнева; «Театральная фантазия» П. Тихомирова — Елизавета Английская.

Играла в Театре «Мир искусств»:

Елизавета – «Последняя осень Есенина» А. Кравцова (режиссер А. М. Кравцов). Сыграла Марию Николаевну Ермолову в моноспектакле «Ваш выход, госпожа Ермолова».

Нина Веселовская в кино

Сниматься начала, будучи студенткой. Из-за съемок у нее были проблемы в Школе-студии МХАТ, ее даже разбирали на комсомольском собрании.

Однако отказываться от своей звездной роли Нина не стала.

Однако отказываться от своей звездной роли Нина не стала.

В экранизации романа Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам» режиссерами Григорием Рошалем и Мери Анджапаридзе она исполнила главную роль - Дашу Булавину.

В экранизации романа Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам» режиссерами Григорием Рошалем и Мери Анджапаридзе она исполнила главную роль — Дашу Булавину.

Нина Веселовская и Вадим Медведев в фильме "Сёстры"

Нина Веселовская и Вадим Медведев в фильме «Сёстры»

В 1965 году режиссер Виктор Соколов предложил ей главную роль в киноповести «Друзья и годы» по одноименной пьесе Леонида Зорина, где она сыграла Татьяну, жену Григория (Зиновий Высоковский). Также главные роли в фильме о людях одного поколения, на судьбах которых очень по-разному отразились наиболее важные этапы жизни Страны Советов в период с 1930-х годов по 1960-е годы, сыграли Александр Граве, Наталья Величко и Юрий Яковлев.

Как рассказывала Нина Веселовская, ее роль в картине была сильно порезана:

«Да меня практически всю вырезали. Фильм был про интеллигенцию, у меня — большая роль. Но после того как картину посмотрел обком, ее стали резать. О моей героине сказали, что она несет дикую безысходность и тоску. И режиссер с перепугу начал вырезать даже то, что можно было бы и оставить. Другие режиссеры в таких ситуациях просто клали фильм «на полку», и позже эти картины выходили. А здесь взяли и все испортили. Маргарита Володина, которая хотела сыграть мою роль, как-то встретила режиссера этого фильма Виктора Соколова и говорит ему: «Слава богу, что вы меня не утвердили, вы же угробили Нинину роль»».

"Друзья и годы"

«Друзья и годы»

В целом актриса снималась в кино не очень часто. Эксцентричность Веселовской была заметна во всех сферах ее жизни. Съемки в кино воспринимались ею как хобби.

Среди запомнившихся работ на экране — роли в картинах «Татьянин день» (Софья Владимировна Панина), «Угрюм-река» (баронесса Нелли Замойская), «Найди меня, Лёня!» (Марина Владимировна Арсеньева), «На исходе лета» (Ольга Ивановна Веденеева), «Алёша» (Мария Иосиповна Савина).

"Угрюм-река"

«Угрюм-река»

Исполнила несколько ролей в 2000-е: «Нежное чудовище», «На пути к сердцу», «Дом на набережной», «Моя вторая половинка» и др. В 2013-м сыграла в социальной драме «Бульварное Кольцо». Ее героиня — Анна Витольдовна, бабушка Нади.

"Бульварное кольцо"

«Бульварное кольцо»

Личная жизнь Нины Веселовской

Муж — Геннадий Добровников, доктор технических наук. Вместе прожили более полувека.

«Я никогда не представляла, что выйду замуж за актера, приду домой и мы начнем перемывать наши театральные дела, это жуткая скука. Муж приходил ко мне на спектакли, ругал меня или хвалил. Человек он очень веселый, заводила. Детей у нас нет, так уж получилось. Не могу сказать, что я очень хотела родить ребенка. А усыновить точно побоялась бы», — говорила актриса.

Она не хотела иметь детей не по медицинским причинам, а потому что просто не хотела. Мужа она любила. Что интересно, супруг у нее был один – доктор наук. Их пятидесятилетний брак является олицетворением верности.

Особенно это редко среди представителей творческих профессий.

Особенно это редко среди представителей творческих профессий.

Веселовская иногда озвучивала причины, по которым не хочет «плодить потомство». Ей хотелось жить в свое удовольствие, не выходить из зоны комфорта. Муж любимую поддерживал.

Поэтому их жизнь была наполнена любовью.

Поэтому их жизнь была наполнена любовью.

Геннадий покинул этот мир, и теперь Нина осталась совсем одна. Никаких родственников не было. И вот, на склоне лет, актриса, наконец, раскаялась. Она горько заплатила за свой эгоизм. Возникла мысль об усыновлении, но боязнь ответственности и отсутствие опыта отклонили этот замысел. Подруги быстро оставили её: у всех семьи, а она со своими странными взглядами стала для них чем-то неполноценным, не способным понять и разделить их семейно-бытовые интересы.

Нине Валентиновне 83 года, она справляется со всем в одиночку. Посвящает досуг книгам и старым фильмам, которые напоминают ей о молодости и счастье.

В кино и театры больше не ходит. Тяжело. Не физически — морально. Веселовской кажется, что сегодня это искусство достигло своего дна. Тяжело видеть на экране деградацию кинематографа. Увы, таких актеров, как раньше, уже никогда не будет. И таких экранных героев.

Жизнь у человека одна, и каждый проживает её по своему усмотрению. Именно так и сделала Нина Веселовская. А если о чём-то приходится сожалеть, то, видимо, преклонный возраст и дан человеку для размышлений перед уходом, для подведения итогов, раскаяния, очищения…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Жить для себя и пожалеть об этом: Судьба актрисы Нины Веселовской